ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
+4
Ната
Сергей О
Оля-shizzy00
Свет.
Участников: 8
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2 • 1, 2
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Мне давно хотелось открыть эту тему. Видимо сейчас пришло время. Многие из вас, мои дорогие друзья, бывали в Питере и наверняка прогуливались по историческим местам, но считаю, что есть ещё много малоизвестных фактов из истории моего любимого город. С ними я и хочу вас познакомить. А так как наступил год Лошади, для начала 5 мест лошадиной силы. ЭХ, ПРОКАЧУ!!!
МЕДНЫЙ ВСАДНИК. Сенатская площадь
Главный бренд Петербурга, непременный персонаж глянцевых альбомов и свадебных фотографий, памятник Петру 1 был установлен в 1782 году.Вздыбленного коня под грозным императором скульптор Фальконе лепил с четвероногих красавцев(скакуны Бриллиант и Каприз) из царской конюшни. Рядом с его мастерской построили специальное возвышение, на которое несчётное количество раз взлетали на лошадях искусные наездники. Памятник сразу стал обрастать легендами. Одна из них гласит: пока Петр охраняет город, враги ему не страшны.
Продолжение следует...
МЕДНЫЙ ВСАДНИК. Сенатская площадь
Главный бренд Петербурга, непременный персонаж глянцевых альбомов и свадебных фотографий, памятник Петру 1 был установлен в 1782 году.Вздыбленного коня под грозным императором скульптор Фальконе лепил с четвероногих красавцев(скакуны Бриллиант и Каприз) из царской конюшни. Рядом с его мастерской построили специальное возвышение, на которое несчётное количество раз взлетали на лошадях искусные наездники. Памятник сразу стал обрастать легендами. Одна из них гласит: пока Петр охраняет город, враги ему не страшны.
Продолжение следует...
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Спасибо,Танечка!Обещаю быть в первых рядах слушателей!Давным-давно хочу в этот город,но пока мне не по пути..И я с интересом послушаю тебя
_________________
Рецепт молодости:радуйтесь каждой мелочи и не нервничайте из-за каждой сволочи.
tatiana.genova- Синьора из Каменной Сказки
- Сообщения : 2924
Дата регистрации : 2013-02-21
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Умничка Данка! Очень интересная тема. А вот из-за памятника Петру я на экзамене в институт получила оценку на балл меньше, потому что не знала, что голову и змею ваял не Фальконе, а его женщина - Колла. Жду продолжения.
_________________
Время бежит
Галина- Королева детектива
- Сообщения : 6752
Дата регистрации : 2009-08-30
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
А вот так камень постамента перемещали на его теперешнее место!
Свет.- Житель
- Сообщения : 6716
Дата регистрации : 2009-11-24
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Какая интересная тема, Даночка! С удовольствием буду читать все, что будет выставлено!
_________________
Все мы сильные, пока не встретим свою слабость.
Оля-shizzy00- Фея Вечернего Блюза
- Сообщения : 3895
Дата регистрации : 2011-11-21
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
КВАДРИГА АПОЛЛОНА. Александринский театр
Созданная скульптором С. Пименовым композиция украшает фронтон одного из главных театров России. Бог солнечного света лучезарный Аполлон - покровитель и предводитель муз - в одной руке держит кифару, в другой - лавровый венок, каким венчали не только воинов, но и победителей драматургических состязаний. Рассказывают, что, когда Пушкина спросили, нравится ли ему новое здание, построенное для Александринского театра архитектором К. Росси, он ответил, что нравится, но только непонятно, почему Аполлон удирает оттуда.
КОЛЕСНИЦА СЛАВЫ. Арка Главного штаба
Колесница Славы установлена в 1828 году в честь победы России над Наполеоном. Это самый большой монумент в Петербурге - его высота около десяти метров, а ширина - почти шестнадцать. Кстати, изначально предполагалось, что на арке будет установлена композиция, состоящая из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но взошедший на престол Николай 1 хотел видеть перед окнами императорской резиденции римскую колесницу, везущую богиню Славы прямо ко дворцу, что и было выполнено знаменитым тандемом скульпторов - С. Пименовым и В. Демут - Малиновским.
КОНИ КЛОДТА. Аничков мост
Пётр Карлович Клодт пользовался особым расположением императора Николая 1. Для работы над конными группами, которые изначально предполагалось установить на набережной возле Адмиралтейства, скульптору были подарены две породистые, белой масти, лошади из царской конюшни. Однажды экипаж Клодта вопреки правилам придворного этикета обогнал царскую карету, чем сильно разгневал Николая 1. Но, увидев выполненную скульптором работу, император пришёл в восторг, молвив: "За этих - прощаю!"
Созданная скульптором С. Пименовым композиция украшает фронтон одного из главных театров России. Бог солнечного света лучезарный Аполлон - покровитель и предводитель муз - в одной руке держит кифару, в другой - лавровый венок, каким венчали не только воинов, но и победителей драматургических состязаний. Рассказывают, что, когда Пушкина спросили, нравится ли ему новое здание, построенное для Александринского театра архитектором К. Росси, он ответил, что нравится, но только непонятно, почему Аполлон удирает оттуда.
КОЛЕСНИЦА СЛАВЫ. Арка Главного штаба
Колесница Славы установлена в 1828 году в честь победы России над Наполеоном. Это самый большой монумент в Петербурге - его высота около десяти метров, а ширина - почти шестнадцать. Кстати, изначально предполагалось, что на арке будет установлена композиция, состоящая из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но взошедший на престол Николай 1 хотел видеть перед окнами императорской резиденции римскую колесницу, везущую богиню Славы прямо ко дворцу, что и было выполнено знаменитым тандемом скульпторов - С. Пименовым и В. Демут - Малиновским.
КОНИ КЛОДТА. Аничков мост
Пётр Карлович Клодт пользовался особым расположением императора Николая 1. Для работы над конными группами, которые изначально предполагалось установить на набережной возле Адмиралтейства, скульптору были подарены две породистые, белой масти, лошади из царской конюшни. Однажды экипаж Клодта вопреки правилам придворного этикета обогнал царскую карету, чем сильно разгневал Николая 1. Но, увидев выполненную скульптором работу, император пришёл в восторг, молвив: "За этих - прощаю!"
Последний раз редактировалось: ДАНКА (Вс 02 Фев 2014, 09:32), всего редактировалось 1 раз(а)
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
А у коней барона Клодта на Аничковом мосту есть двойники. Мы с Данкой видели их в Неаполе.
Кони Клодта у ворот Королевского дворца подарены Николаем I королю обеих Сицилий в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии.
Кони Клодта у ворот Королевского дворца подарены Николаем I королю обеих Сицилий в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии.
_________________
Время бежит
Галина- Королева детектива
- Сообщения : 6752
Дата регистрации : 2009-08-30
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Интересный факт, Галинка! Я этого не знала!
_________________
Все мы сильные, пока не встретим свою слабость.
Оля-shizzy00- Фея Вечернего Блюза
- Сообщения : 3895
Дата регистрации : 2011-11-21
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ 1 Исаакиевская площадь
Возведение монумента началось после смерти императора, и в 1859 году он был открыт. Для своего времени памятник считался техническим чудом, поскольку, у статуи работы П. Клодта были только две точки опоры - задние ноги коня.Император изображён в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал украшают аллегорические женские фигуры "Сила", "Мудрость", "Правосудие" и "Вера", имеющие портретное сходство с императрицей Александрой Федоровной и дочерьми Марией, Александрой и Ольгой.
Памятник Николаю смотрит в ту же сторону, что и "Медный всадник", причём последний обращен к Николаю спиной. Так родилась шутка: Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".
Возведение монумента началось после смерти императора, и в 1859 году он был открыт. Для своего времени памятник считался техническим чудом, поскольку, у статуи работы П. Клодта были только две точки опоры - задние ноги коня.Император изображён в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал украшают аллегорические женские фигуры "Сила", "Мудрость", "Правосудие" и "Вера", имеющие портретное сходство с императрицей Александрой Федоровной и дочерьми Марией, Александрой и Ольгой.
Памятник Николаю смотрит в ту же сторону, что и "Медный всадник", причём последний обращен к Николаю спиной. Так родилась шутка: Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".
Последний раз редактировалось: ДАНКА (Вс 02 Фев 2014, 20:10), всего редактировалось 1 раз(а)
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Галина Димитрова пишет:А у коней барона Клодта на Аничковом мосту есть двойники. Мы с Данкой видели их в Неаполе.
Кони Клодта у ворот Королевского дворца подарены Николаем I королю обеих Сицилий в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии.
Действительно видели в Неаполе. Но хочу сказать, что это не единственные кони Клода в других городах. Москвичи наверняка знают, что на пересечении Беговой аллеи и Ленинградского проспекта стоят две копииконей Клодта, оригиналы которых находятся на нашем питерском Аничковом мосту.
Скульптуры стоят на высоких постаментах и выполнены по эскизам П.К. Клодта его внуком - скульптором К.А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.
"Диоскуры, укрощающие коней" установлены в 1899 году в начале Беговой аллеи, символизируя центральный проезд к Московскому ипподрому.
А также в усадьбе Кузьминки фигуры были установлены в 1846 г.
Последний раз редактировалось: ДАНКА (Вс 02 Фев 2014, 20:08), всего редактировалось 1 раз(а)
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Очень интересно!Спасибо!
_________________
Рецепт молодости:радуйтесь каждой мелочи и не нервничайте из-за каждой сволочи.
tatiana.genova- Синьора из Каменной Сказки
- Сообщения : 2924
Дата регистрации : 2013-02-21
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Ай да кони, чудо-кони! Не знал про такие подробности!
_________________
Доброго времени суток
Сергей О- Житель
- Сообщения : 1234
Дата регистрации : 2009-10-16
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
А в действительности Император Николай I дважды дарил парные скульптуры работы барона Петра Клодта (ещё до установки на Аничковом мосту). Одна пара была подарена Неаполитанскому Королю, а другая в Берлин(Мастерство скульптора в изображении лошадей было настолько велико, что царь Николай I вызвал к себе Клодта и сообщил, что хочет прославить его творения во всем мире. А для этого дарит уже отлитые скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который от них без ума.). Их установили перед порталом IV Королевского дворца (со стороны Люстгартена)
в 1993 году их можно было увидеть в Кляйст-парке (Kleist-Park) перед зданием суда (Kammergericht)
Недавно, обе скульптуры были отреставрированы и стоят там же, в парке
Вернут ли их на прежнее место? Неизвестно...
Но меня занимает вопрос о таких же статуях в Вене у здания парламента(мы с тобой, Галка, их видели, когда там были. У тебя наверняка тоже есть фотки.)
По одной версии фигуры укротителей коней очень похожи на фигуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но известно, что русский скульптор Клодт не имеет отношения к фигурам "Укротителей" в Вене.
И ещё я нашла в интернете такую информацию:
Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Коней же, по предложению скульптора, установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста. С восточной стороны установили их гипсовые копии, выкрашенные краской под бронзу.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре. В 1843-1844 годах Клодт выполнил новые скульптуры и установил их на Аничковом мосту. Но вскоре и их подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги.
Весной 1846 года скульптуры были демонтированы и отправлены в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. На Аничковом мосту снова поставили гипсовые статуи. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком". В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга .Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.
Вот какая интересная история. А в исторических прогулках по Питеру вас ждут сюрпризы...
Продолжение следует...
в 1993 году их можно было увидеть в Кляйст-парке (Kleist-Park) перед зданием суда (Kammergericht)
Недавно, обе скульптуры были отреставрированы и стоят там же, в парке
Вернут ли их на прежнее место? Неизвестно...
Но меня занимает вопрос о таких же статуях в Вене у здания парламента(мы с тобой, Галка, их видели, когда там были. У тебя наверняка тоже есть фотки.)
По одной версии фигуры укротителей коней очень похожи на фигуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но известно, что русский скульптор Клодт не имеет отношения к фигурам "Укротителей" в Вене.
И ещё я нашла в интернете такую информацию:
Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Коней же, по предложению скульптора, установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста. С восточной стороны установили их гипсовые копии, выкрашенные краской под бронзу.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре. В 1843-1844 годах Клодт выполнил новые скульптуры и установил их на Аничковом мосту. Но вскоре и их подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги.
Весной 1846 года скульптуры были демонтированы и отправлены в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. На Аничковом мосту снова поставили гипсовые статуи. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком". В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга .Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.
Вот какая интересная история. А в исторических прогулках по Питеру вас ждут сюрпризы...
Продолжение следует...
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
С одной стороны Фонтанки кони подкованы, с другой - нет. Без подков - та пара, которая направляется на кузницу, что располагалась в районе Московского вокзала, подкованная пара - лицом к Адмиралтейству.
Еще прочитала, что в дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Только я что-то не припомню таких коней в Петергофе.
Еще прочитала, что в дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Только я что-то не припомню таких коней в Петергофе.
Последний раз редактировалось: Галина Димитрова (Вс 02 Фев 2014, 20:11), всего редактировалось 1 раз(а)
_________________
Время бежит
Галина- Королева детектива
- Сообщения : 6752
Дата регистрации : 2009-08-30
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Галина Димитрова пишет:С одной стороны Фонтанки кони подкованы, с другой - нет. Без подков - та пара, которая направляется на кузницу, что располагалась в районе Московского вокзала, подкованная пара - лицом к Адмиралтейству.
Еще прочитала, что в дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Только я что-то не припомню таких коней в Петергофе.
Да, я тоже считала, Галочка, эту версию правильной, тем более она прописана в книге-викторине "Знаешь ли ты свой город", которая имеется с детства в моей домашней библиотеке, но в Википедии я вот что прочитала:
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Я и в Стрельне этих лошадок не помню. Надо порыться в старых альбомах и книгах, потому как в интернете все-таки не совсем все события старые освещаются. Я в этом убедилась,потому как частенько нахожу информацию в книжных источниках и печатаю сама.
А в Берлине ты же, Гал, была несколько раз. Наверняка видела этих лошадок, или хотя бы слышала о них.
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Танюш, википедия - это не истина в последней инстанции, скорее нужно доверять твоей детской книжке.
А за три посещения Берлина коней не видела ни разу, может, просто не обратила внимания. Скоро там восстановят королевский дворец, может, и кони вернутся на свое историческое место.
А за три посещения Берлина коней не видела ни разу, может, просто не обратила внимания. Скоро там восстановят королевский дворец, может, и кони вернутся на свое историческое место.
_________________
Время бежит
Галина- Королева детектива
- Сообщения : 6752
Дата регистрации : 2009-08-30
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Но то, что кузницы были на Литейном - это факт.
И называться новая постройка Королевского дворца в Берлине будет Гумбольдт-форум(вычитала в интернете).
И называться новая постройка Королевского дворца в Берлине будет Гумбольдт-форум(вычитала в интернете).
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
А я скульптору сочувствую Он коней делал, делал, а их дарили и дарили... Нет чтоб заказать ему новых, а старых оставить в покое на их местах.
Ната- Королева фотографии
- Сообщения : 10508
Дата регистрации : 2009-08-29
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Ната пишет:А я скульптору сочувствую Он коней делал, делал, а их дарили и дарили... Нет чтоб заказать ему новых, а старых оставить в покое на их местах.
Но такова история, Натуля, а подаренные кони прославили скульптора! Ведь Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. "По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла III степени" 14 августа 1842 года. Находясь в Германии, он ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" его были вознаграждены: Фридрих Вильгельм, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку. А 1 апреля 1843 года Клодт "за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени". В июле 1846 года Клодт пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св. Фердинанда.
Европейские газеты сообщали: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий.
Так что за свои труды он получил достойные награды, думаю, что и деньгами он не был обделён. А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы не чистая случайность. 14 апреля 1823 года Петр Клодт поступил в Петербургское Михайловское Артиллерийское училище юнкером. Об этом отрезке жизни Клодта известно очень мало. В 1825 году он был произведен в портупей-юнкеры. По окончании курса в училище, 19 лет от роду, он произведен в прапорщики, а затем "с Высочайшего Его императорского Величества соизволения за болезнью от военной службы уволен подпоручиком 20 декабря 1827 года". Он вышел в отставку и посвятил себя искусству, быстро совершенствуясь в нем без наставников. В качестве хобби он занялся лепкой фигурок животных. Однажды кто-то из царской семьи преподнес императору Николаю I деревянную фигурку всадника. Обожавший подобные игрушки и любивший поиграть "в кавалерию", Николай I велел разыскать даровитого резчика. Клодт был вызван на аудиенцию к императору, успешно прошел испытание, блестяще копируя немецкие эстампы. После чего, в 1829 году он был Высочайше рекомендован Академии художеств. С этого времени П.К. Клодт становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре. Он взят под покровительство Академии, получает пособие от Комитета Общества поощрения художников… Жизнь его в одночасье введена в творческую колею: лекции в Академии, копирование античных скульптур в музеях и дворцах, новые знакомства, расположение самого Мартоса, ректора Академии, который вводит молодого барона в свой дом. Но пока Петр Клодт по-прежнему режет свои игрушки - лошадей и гусар, которые идут нарасхват. А резная статуэтка "кавалериста" Клодта с тех пор украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны.
С 12-летнего возраста он вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву. Это увлечение перешло Петру Клодту от отца, который присылал сыну из армии бумажных лошадок, вырезанных из игральных карт. В дальнейшем, увлечение стало целью жизни молодого барона, ему не могли помешать ни смерть отца, ни необходимость делать военную карьеру. При малейшей возможности Петр Карлович брался за карандаш и перочинный ножик - рисовал или вырезал лошадей. Отказавшись от военной карьеры и став вольнослушателем Академии художеств, Клодт сблизился с ректором Академии И.П. Мартосом и другими мастерами. Но важнейшие события в биографии П.К. Клодта произошли в 1833 году. Была успешно завершена его первая монументальная работа - шестерка коней, вылепленная и отлитая из бронзы по заказу Николая I для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Петербурге. Колесницу вылепил В.И. Демут-Малиновский, фигуры коней были изготовлены Пименовым. Но царь вдруг заявил, что "кони Пименова слишком худы". И приказал вызвать столь же известных скульпторов Гальберга и Орловского. Однако, оба (из профессиональной солидарности или боязни не угодить императору) нашли предлог для отказа. И тогда вспомнили об "игрушечнике" Клодте. Ошеломленный, испуганный, Петр колебался. Но ему сказали: "Вы не можете отказаться. Кое-кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто". И произошло невероятное. Мастер, никогда не работавший в глине и гипсе, в античной классике и имперских формах, вылепил первого гигантского коня так, что 25 мая 1831 года комиссия по строительству Нарвских ворот единогласно заявляет: "Сия модель сделана с желаемым успехом".
Модель коня, вылепленная Клодтом из глины, была доставлена на петербургский Александровский литейный завод. Мастер И.Прат, под руководством М.Е. Кларка, выбил из медных листов фигуры четырех коней, точно воспроизведя модели Клодта. Однако когда четырех коней и колесницу установили на аттике Нарвских ворот, стало ясно, что группа "не соответствовала великолепию сооружения". В марте 1833 года было принято решение о создании еще двух коней, с новым заданием Клодт справился успешно и быстро. Вся же шестерка коней была изваяна и отлита всего за год. 26 сентября 1833 года архитектор В.П. Стасов доложил о "совершенном окончании" Нарвских ворот, торжественное открытие которых состоялось 18 августа 1834 года. Молодой Клодт, не имевший еще опыта монументальных работ, не растерялся в колоссальности размеров коней, с блеском вышел победителем. Итогом стало событие еще более невозможное: в 1838 году скульптор-самоучка удостоен звания академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств. Клодт получил всемирную известность и покровительство императора. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".
Извиняюсь конечно, если перегрузила всех столь подробной информацией, но, считаю, что "из песни слов не выкинешь".
А вообще-то я задумывала тему прогулок несколько в другом ключе. Мне почему-то кажется, что всем будет интересно посмотреть исторические места в Петербурге, через призму судеб и малоизвестных фактах жизни знаменитых личностей. Но слушать и судить вам. Как пойдёт. Буду стараться.
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Танюш, спасибо за Клодта! Делай, конечно, как задумала, но мне вот лично эта история с конями и Клодтом очень интересна тоже.
Ната- Королева фотографии
- Сообщения : 10508
Дата регистрации : 2009-08-29
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Спасибо большое, девочки, Танечка и Наточка, за добрые отзывы и поддержку! Пусть будет, как будет!
АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА(1889-1966)
ЕЁ ПЕРВЫЙ МУЖ БЫЛ БЫЛ РАССТРЕЛЯН, СЫН РЕПРЕССИРОВАН, МНОГИЕ ДРУЗЬЯ СГИНУЛИ В СТАЛИНСКИХ ЛАГЕРЯХ. ЖЕСТОКАЯ СУДЬБА НЕ ПОСМЕЛА ЗАБРАТЬ У АХМАТОВОЙ ТОЛЬКО ОДНО - ВЕЛИКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДАР.
Пушкин. В Царском Селе прошли детство и юность Анны. Здесь она начала писать стихи, здесь судьба свела её с Николаем Гумилёвым, в 1910 г. ставшим её мужем. Молодые с лета 1911 года жили по адресу Малая ул., 63. в доме матери Гумилёва.Этот дом не сохранился, сейчас это участок дома 57 по Малой ул.. Дом стоял почти напротив здания Николаевской мужской классической гимназии, которую закончил Николай Гумилев.
Тучков переулок, 17."... С 1912 по 1914 годы в доме № 17 по Тучкову переулку жили Анна Ахматова и Николай Гумилев. ... при внимательном чтении ахматовских стихов можно было угадать этот адрес:
«…Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной, невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.»
Конечно же, это – церковь Святой Великомученицы Екатерины, выходящая колокольней на Кадетскую линию, а алтарной стеной – в Тучков переулок. Гумилев и Ахматова свое неказистое, но по-своему уютное жилье ласково называли «Тучкой». Они жили в квартире 29 дома №17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве, по которой сновали запряженные в барки с грузами маленькие, крикливые и чумазые буксиры. Тогда еще Тучкова набережная не была одета в гранит. Низкий левый берег полого спускался к реке. А берег правый зеленел кущами деревьев Петровского парка, отражался в воде таинственной громадой возведенных еще Ринальди складов Тучкова буяна, – которую Ахматова ошибочно принимала за дворец Бирона – и светился куполами собора Святого князя Владимира. Чудное это было место. Тихое, романтическое, как бы лежащее у истоков пути в дальние страны.Вообще, «Тучка» занимает в судьбе Ахматовой и Гумилёва особое место. Здесь 1 октября 1912 года родился их сын Левушка, впоследствии знаменитый историк Лев Николаевич Гумилев.
В том же году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Н. И. Альтмана, которая находилась здесь же рядом, на Тучковой набережной. Натан Альтман писал ее портрет. Теперь он хранится в Русском музее: помните, молодая Анна Ахматова в сине-желтых тонах...
«Я подходила к старому мосту
Там комната, похожая на клетку.
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…»
От "Тучки" было рукой подать до издательства М. Лозинского "Гиперборей", в котором немалым тиражом для того времени - 1000 экз. - вышла книга стихотворений Ахматовой "Чётки"
Пл. Исскуств, 5 В 1912 году здесь открылось литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака". Гумилёв, Ахматова, Мандельштам частенько туда захаживали. В "Собаке" всё самое интересное происходило после полуночи. В числе наиболее запомнившихся за годы существования "Собаки" был вечер балерины Тамары Карсавиной. Карсавина танцевала под звуки клавесина прямо среди зрителей на небольшой площадке, выложенной зеркалами и окружённой гирляндами живых цветов. После этого её усадили в почётное кресло и вместе с креслом на руках внесли на сцену. Её наградили орденом Собаки. В честь неё был выпущен альбом, куда вошли и стихи Ахматовой:
Как песню, слагаешь ты лёгкий танец –
О славе он нам сказал, –
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.
И с каждой минутой всё больше пленных,
Забывших своё бытиё,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твоё.
Наб. реки Фонтанки, 34. В 1918 г. Ахматова и Гумилёв расстались. Вскоре Анна Андреевна познакомилась с искусствоведом Николаем Пуниным. В его квартире во флигиле Шереметьевского дворца она прожила 30 лет В Фонтанном доме теперь находится Музей Ахматовой.
Набережная канала Грибоедова, 9. В блокаду Ахматова осталась одна в опустевшей квартире. Руку помощи протянул ей литературовед Б. В. Томашевский. Он жил с семьёй в "писательской надстройке" этого дома. Здесь Ахматова дождалась эвакуации в Ташкент.
Кавалергардская ул., 4. В этом доме с марта 1952 г. по июнь 1961 (кв. 3) жила Ахматова А. А.
"Переехала она на улицу Красной Конницы, 4, где когда-то в незапамятные времена, по ее словам, помещался постоялый двор, а весь второй этаж занимал ямщицкий трактир. Сейчас ничто не напоминало о былых временах. Квартира коммунальная, из пяти комнат. Здесь как-то заметнее стало, что вся мебель в квартире ветхая. Но, как всегда, в углу висели иконки, а над изголовьем - знаменитый портрет Модильяни. У окна стоял низкий резной ларь, "сундук флорентийской невесты" (сундук О. А. Глебовой-Судейкиной, оставленный ею перед отъездом в эмиграцию и сопровождавший Ахматову во всех переездах, в настоящее время в музее в Фонтанном доме), как его называла Анна Андреевна, в нем лежали папки и рукописи" (Сильвия Гитович). А. А. Ахматова в квартире
на ул. Красной Конницы.
Фото 1955 г.
Исключенной из Союза писателей, ей приходилось зарабатывать на жизнь переводами. И только в "хрущёвскую оттепель" вышло несколько её сборников.
В 1961 г. дом пошел на капремонт, и Анна Андреевна с семьей переехала в дом Союза писателей - ул. Ленина, 34. На пятерых (Анна Ахматова, Николай и Ирина Пунины, их дочь Анна Каменская и её муж) Союз Писателей выделил три комнаты. Окна самой маленькой в квартире комнаты, где жила А. А. Ахматова, выходили в скверик во дворе дома. Натан Готхарт в своей статье "Двенадцать встреч с Анной Ахматовой" вспоминает: "В комнате Анны Андреевны (это и кабинет, и спальня) против входа стоит деревянная кровать. В изголовье небольшая иконка. Рядом с кроватью шкаф для одежды. В правом углу у окна горка со статуэтками (там стоит и фарфоровая головка - скульптурный портрет Ахматовой работы Данько). Узкий деревянный сундук старинного вида. На стене у кровати висит известный рисунок Модильяни. Книжная полка. Небольшой письменный стол, на нем книги".
Эта квартира не являлась постоянным местом жительства Ахматовой - она жила и на даче ЛитФонда в Комарово ("Будка"), гостила в Москве. Сама Ахматова в письме к Анатолию Найману взяла "дом" в кавычки. Она недолюбливала Петроградскую сторону (к слову, А.А. называла её Франкфуртом-на Одере) за периферийность и отсутствие пушкинских или воспетых Пушкиным мест, что являлось немаловажным для нее.
10 марта 1966 г. траурная процессия остановилась у дома №34 по улице Ленина. Ленинград провожал Анну Ахматову в последний путь. Похоронена она в Комарово, под Санкт-Петербургом.
АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА(1889-1966)
ЕЁ ПЕРВЫЙ МУЖ БЫЛ БЫЛ РАССТРЕЛЯН, СЫН РЕПРЕССИРОВАН, МНОГИЕ ДРУЗЬЯ СГИНУЛИ В СТАЛИНСКИХ ЛАГЕРЯХ. ЖЕСТОКАЯ СУДЬБА НЕ ПОСМЕЛА ЗАБРАТЬ У АХМАТОВОЙ ТОЛЬКО ОДНО - ВЕЛИКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДАР.
Пушкин. В Царском Селе прошли детство и юность Анны. Здесь она начала писать стихи, здесь судьба свела её с Николаем Гумилёвым, в 1910 г. ставшим её мужем. Молодые с лета 1911 года жили по адресу Малая ул., 63. в доме матери Гумилёва.Этот дом не сохранился, сейчас это участок дома 57 по Малой ул.. Дом стоял почти напротив здания Николаевской мужской классической гимназии, которую закончил Николай Гумилев.
Тучков переулок, 17."... С 1912 по 1914 годы в доме № 17 по Тучкову переулку жили Анна Ахматова и Николай Гумилев. ... при внимательном чтении ахматовских стихов можно было угадать этот адрес:
«…Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной, невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.»
Конечно же, это – церковь Святой Великомученицы Екатерины, выходящая колокольней на Кадетскую линию, а алтарной стеной – в Тучков переулок. Гумилев и Ахматова свое неказистое, но по-своему уютное жилье ласково называли «Тучкой». Они жили в квартире 29 дома №17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве, по которой сновали запряженные в барки с грузами маленькие, крикливые и чумазые буксиры. Тогда еще Тучкова набережная не была одета в гранит. Низкий левый берег полого спускался к реке. А берег правый зеленел кущами деревьев Петровского парка, отражался в воде таинственной громадой возведенных еще Ринальди складов Тучкова буяна, – которую Ахматова ошибочно принимала за дворец Бирона – и светился куполами собора Святого князя Владимира. Чудное это было место. Тихое, романтическое, как бы лежащее у истоков пути в дальние страны.Вообще, «Тучка» занимает в судьбе Ахматовой и Гумилёва особое место. Здесь 1 октября 1912 года родился их сын Левушка, впоследствии знаменитый историк Лев Николаевич Гумилев.
В том же году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Н. И. Альтмана, которая находилась здесь же рядом, на Тучковой набережной. Натан Альтман писал ее портрет. Теперь он хранится в Русском музее: помните, молодая Анна Ахматова в сине-желтых тонах...
«Я подходила к старому мосту
Там комната, похожая на клетку.
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…»
От "Тучки" было рукой подать до издательства М. Лозинского "Гиперборей", в котором немалым тиражом для того времени - 1000 экз. - вышла книга стихотворений Ахматовой "Чётки"
Пл. Исскуств, 5 В 1912 году здесь открылось литературно-артистическое кабаре "Бродячая собака". Гумилёв, Ахматова, Мандельштам частенько туда захаживали. В "Собаке" всё самое интересное происходило после полуночи. В числе наиболее запомнившихся за годы существования "Собаки" был вечер балерины Тамары Карсавиной. Карсавина танцевала под звуки клавесина прямо среди зрителей на небольшой площадке, выложенной зеркалами и окружённой гирляндами живых цветов. После этого её усадили в почётное кресло и вместе с креслом на руках внесли на сцену. Её наградили орденом Собаки. В честь неё был выпущен альбом, куда вошли и стихи Ахматовой:
Как песню, слагаешь ты лёгкий танец –
О славе он нам сказал, –
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.
И с каждой минутой всё больше пленных,
Забывших своё бытиё,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твоё.
Наб. реки Фонтанки, 34. В 1918 г. Ахматова и Гумилёв расстались. Вскоре Анна Андреевна познакомилась с искусствоведом Николаем Пуниным. В его квартире во флигиле Шереметьевского дворца она прожила 30 лет В Фонтанном доме теперь находится Музей Ахматовой.
Набережная канала Грибоедова, 9. В блокаду Ахматова осталась одна в опустевшей квартире. Руку помощи протянул ей литературовед Б. В. Томашевский. Он жил с семьёй в "писательской надстройке" этого дома. Здесь Ахматова дождалась эвакуации в Ташкент.
Кавалергардская ул., 4. В этом доме с марта 1952 г. по июнь 1961 (кв. 3) жила Ахматова А. А.
"Переехала она на улицу Красной Конницы, 4, где когда-то в незапамятные времена, по ее словам, помещался постоялый двор, а весь второй этаж занимал ямщицкий трактир. Сейчас ничто не напоминало о былых временах. Квартира коммунальная, из пяти комнат. Здесь как-то заметнее стало, что вся мебель в квартире ветхая. Но, как всегда, в углу висели иконки, а над изголовьем - знаменитый портрет Модильяни. У окна стоял низкий резной ларь, "сундук флорентийской невесты" (сундук О. А. Глебовой-Судейкиной, оставленный ею перед отъездом в эмиграцию и сопровождавший Ахматову во всех переездах, в настоящее время в музее в Фонтанном доме), как его называла Анна Андреевна, в нем лежали папки и рукописи" (Сильвия Гитович). А. А. Ахматова в квартире
на ул. Красной Конницы.
Фото 1955 г.
Исключенной из Союза писателей, ей приходилось зарабатывать на жизнь переводами. И только в "хрущёвскую оттепель" вышло несколько её сборников.
В 1961 г. дом пошел на капремонт, и Анна Андреевна с семьей переехала в дом Союза писателей - ул. Ленина, 34. На пятерых (Анна Ахматова, Николай и Ирина Пунины, их дочь Анна Каменская и её муж) Союз Писателей выделил три комнаты. Окна самой маленькой в квартире комнаты, где жила А. А. Ахматова, выходили в скверик во дворе дома. Натан Готхарт в своей статье "Двенадцать встреч с Анной Ахматовой" вспоминает: "В комнате Анны Андреевны (это и кабинет, и спальня) против входа стоит деревянная кровать. В изголовье небольшая иконка. Рядом с кроватью шкаф для одежды. В правом углу у окна горка со статуэтками (там стоит и фарфоровая головка - скульптурный портрет Ахматовой работы Данько). Узкий деревянный сундук старинного вида. На стене у кровати висит известный рисунок Модильяни. Книжная полка. Небольшой письменный стол, на нем книги".
Эта квартира не являлась постоянным местом жительства Ахматовой - она жила и на даче ЛитФонда в Комарово ("Будка"), гостила в Москве. Сама Ахматова в письме к Анатолию Найману взяла "дом" в кавычки. Она недолюбливала Петроградскую сторону (к слову, А.А. называла её Франкфуртом-на Одере) за периферийность и отсутствие пушкинских или воспетых Пушкиным мест, что являлось немаловажным для нее.
10 марта 1966 г. траурная процессия остановилась у дома №34 по улице Ленина. Ленинград провожал Анну Ахматову в последний путь. Похоронена она в Комарово, под Санкт-Петербургом.
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Не знаю как было задумано вначале, но воплощение интересное. Спасибо Танечка!
_________________
И дай вам Бог, того вдвойне - чего желаете вы мне!!!
Юрий К- Весёлый житель
- Сообщения : 4455
Дата регистрации : 2009-08-27
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Это очень трогает, когда сухие строки биографии или поэтические строки обретают свое зримое продолжение... Спасибо, Даночка!
_________________
Все мы сильные, пока не встретим свою слабость.
Оля-shizzy00- Фея Вечернего Блюза
- Сообщения : 3895
Дата регистрации : 2011-11-21
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Спасибо, Галочка, Юрочка и Оленька и все, все, все, кто читает и кому интересна эта тема!
Начала готовить новый пост о ещё одном интересном человеке, проживавшем в Санкт-Петербурге, и вдруг вся информация исчезла. Рассердилась я очень на свой комп , но наверно всё, что ни делается, делается к лучшему. Нашла случайно любопытные факты из жизни Ахматовой. Оказывается она имела непосредственное отношение к Мраморному дворцу. Вот и хочу поделиться.
В Служебном корпусе Мраморного дворца после революции было устроено общежитие для ученых. Здесь вместе со своим вторым супругом В.К.Шилейко с 1918 года проживала А.А.Ахматова.
Начала готовить новый пост о ещё одном интересном человеке, проживавшем в Санкт-Петербурге, и вдруг вся информация исчезла. Рассердилась я очень на свой комп , но наверно всё, что ни делается, делается к лучшему. Нашла случайно любопытные факты из жизни Ахматовой. Оказывается она имела непосредственное отношение к Мраморному дворцу. Вот и хочу поделиться.
В Служебном корпусе Мраморного дворца после революции было устроено общежитие для ученых. Здесь вместе со своим вторым супругом В.К.Шилейко с 1918 года проживала А.А.Ахматова.
- Спойлер:
- Ученый ассириолог, специалист по древним клинописным языкам Месопотамии получил в общежитии две комнаты-одно окно было обращено на Суворовскую площадь, другое на Марсово поле. (Развелись Шилейко и Ахматова в 1826 году, а последние вещи Ахматова вывезла из своей комнаты в декабре 1929 года).
К сожалению, в последнее время о В.К. Шилейко чаще вспоминают только в связи с именем А. А. Ахматовой. Причем добрейший человек каким-то образом оказывается в роли безжалостного ревнивца, чуть ли не запрещающего своей жене, талантливой поэтессе, писать стихи... Это несправедливые и жестокие вымыслы. Легенды о Шилейко ходили и при его жизни, но он обладал хорошим чувством юмора, к тому же его остроумие и находчивость помогали решительно пресекать различные пересуды.Он, который и после развода продолжал звать Ахматову в письмах «моя лебедь», «ласый Акум», «добрый слонинька», «солнышко», однажды, когда ученики спросили его: «Как вы могли бросить Анну Ахматову?» – ответил коротко и ясно: «Я нашел лучше…»
Этот человек сам никогда не стремился к известности, старался жить как можно скромнее. Имя Владимира Казимировича Шилейко упоминается и во многих книгах, посвященных древнейшей истории, но, к сожалению, никто не написал его хотя бы сколько-нибудь полной биографии. А ведь за свою короткую жизнь он успел сделать очень много, и не только как ученый-востоковед. Об этом человеке известно также и то, что он был наделен большим поэтическим даром, писал стихи. Его литературное дарование оказало влияние на творчество нескольких известных поэтов - его современников. О Владимире Казимировиче Шилейко говорится даже в Краткой литературной энциклопедии: "Лирика Ш. (опубл. в 1913-19 в журналах и альманахах "Гиперборей", "Аполлон", "Северная звезда", "Тринадцать поэтов", "Весенний салон поэтов", "Сирена") ориентирована на высокую филос. традицию рус. поэзии, прежде всего Ф. И. Тютчева. Мастер центонной поэзии(Центон - стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. В современной литературе рассматривается как поэтическая забава и употребляется редко.); оказал влияние на поэзию рус. акмеизма".
В.К. Шилейко отнюдь нельзя было назвать книжным червем, человеком, замкнутым в себе. Круг его знакомых не ограничивался только сослуживцами, специалистами-востоковедами и филологами. Его хорошо знали все, кому так или иначе приходилось сталкиваться с ним в повседневной жизни. В. Д. Блаватский, коллега Владимира Казимировича по РАИМК, рассказывал, что Шилейко часто обедал в столовой неподалеку от Мраморного дворца, где жил. Когда он входил в зал, даже обедавшие дворники, хорошо его знавшие, дружно приветствовали его: “Здорово, Мраморный!”
Был еще друг, который требовал непрестанных забот, - сенбернар Тапа. В те годы в Петрограде было много бродячих собак, самых породистых. Удирая за границу, хозяева оставляли животных на попечении прислуги, а те в голодное время выгоняли собак на улицу. Однажды Шилейко подобрал больного пса - голодного, несчастного. Пес обожал нового хозяина. Когда в 1924 году Владимиру Казимировичу по делам службы пришлось уехать в Москву, Тапа лег на его кровать, не желал сходить с нее и не прикасался к пище. Пришлось срочно вызвать Шилейко телеграммой. Только когда пес увидел хозяина, он покинул свое убежище и стал есть.
Знакомство Шилейко с Анной Андреевной Ахматовой состоялось, по-видимому, еще до 1913 года. Во всяком случае, ее стихотворение “Косноязычно славивший меня...”, посвященное Владимиру Казимировичу, отмечено этим годом. Некоторые литературоведы полагают, что оно было ответом на опубликованное позже (в 1914 году), чем было написано, стихотворение Шилейко “Муза”:
Ты поднимаешься опять
На покаянные ступени
Пред сердцем бога развязать
Тяготы мнимых преступлений.
Твои закрытые глаза
Унесены за край земного,
И на губах горит гроза
Еще не найденного слова,
И долго медлишь так, мертва...
Но в вещем свете, в светлом дыме
Окоченелые слова
Становятся опять живыми, -
И я внимаю не дыша,
Как в сердце трепет вырастает,
Как в этот белый мир душа
На мягких крыльях улетает.
На стихотворении А. А. Ахматовой “Как мог ты, сильный и свободный...” в его первых публикациях стояло посвящение - “В.К. Шилейко”
Поэтический диалог Ахматовой и Шилейко скреплялся большой дружбой. Ахматова с интересом относилась к рассказам Владимира Казимировича о Древнем Востоке. Она была благодарной слушательницей, понимающей музыку древней речи. Шилейко рассказывал ей о царях и богах, читал таблетки на языке оригинала, а потом переводил на русский. Выбирал то, что казалось ему интересным с общечеловеческой точки зрения. В одном из писем Ахматовой он, к примеру, сообщает, что натолкнулся на одну трогательную таблетку, и спешит передать ее содержание, причем делает это так, словно его корреспондентка является специалистом-востоковедом: сначала дает транскрипцию, а потом точный перевод письма древней вавилонянки сыну.Дидактический текст старо-вавилонского периода. 19-18 в. до н.э. Глина.
Брак В.К. Шилейко и А. А. Ахматовой был оформлен в декабре 1918 года в нотариате Литейной части Петроградской стороны.
Некоторое время супруги жили в Шереметевском дворце, в комнате Владимира Казимировича. Затем они переселились в Мраморный дворец на Миллионной, где жили сотрудники РАИМК. Шилейко получил там квартирку из двух комнат. По тем временам это были роскошные апартаменты, хотя каждый жилец сам топил печь, электрической проводки во дворце, конечно, не было - помещения освещались керосиновыми лампами и свечами. В военном билете В.К. Шилейко в графе “Семейное положение” обозначено: четыре человека. Судя по всему, это были сами супруги. Лева, сын Анны Андреевны от первого брака, и Анна Фоминична, мать Владимира Казимировича, которая жила отдельно, но находилась на иждивении сына.
В эти годы семья В.К. Шилейко могла существовать только благодаря пайку, полагавшемуся ему как действительному члену РАИМК, да и А. М. Горький делал все возможное для сотрудников издательства “Всемирная литература”, чтобы не дать им умереть от голода. В очередях за пайком приходилось стоять Анне Андреевне.
Даже когда супруги фактически разошлись, это не был полный разрыв - остались теплые, братские отношения. Они по-прежнему нередко видятся. На титульном листе подаренной Шилейко книжки “Белая стая” Анна Андреевна пишет сверху: “Владимиру Казимировичу Шилейко с любовью. Анна Ахматова. 1922. Осень”. И внизу строчка из стихотворения Мандельштама: "В Петербурге мы сойдемся снова”.
Ахматова очень ценила мнение Владимира Казимировича о своих стихах. Доказательством тому может служить записка, сохраненная Владимиром Казимировичем: “26 ноября 1928 года. Милый друг, посылаю тебе мои стихотворения. Если у тебя есть время сегодня вечером - просмотри их. Многое я уже изъяла - очень уж плохо. Отметь на отдельной бумажке то, что ты не считаешь достойным быть напечатанным. Завтра зайду. Прости, что беспокою тебя. Твоя Ахматова”.
Разъезжаясь в разные города, они не прерывали связи. И хотя нет ни одного письма Ахматовой Шилейко, его письма к ней Анна Андреевна бережно сохраняла. Судя по его письмам, можно догадаться, что переписка была двусторонней. Письма Владимира Казимировича, необычайно теплые, полные заботы и беспокойства о здоровье Ахматовой, содержат много вопросов, на которые он ожидает получить ответы. Листки пестрят забавными рисунками, содержат прочитанные за последнее время стихи и тексты на разных языках, которые он приводит на память, зная, что ей это будет интересно, она все поймет и оценит. И подпись чаще всего такая: “Твой друг и брат”. Ахматова сохранила все письма Шилейко, а на письме от 29 июля 1929 года карандашная пометка рукой Анны Андреевны: “Последнее письмо”.
2002-2013 Ботинок
***
Ты всегда таинственный и новый,
Я тебе послушней с каждым днем.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.
Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Только б мне с тобою не расстаться,
Остальное все равно!
Так, земле и небесам чужая,
Я живу и больше не пою,
Словно ты у ада и у рая
Отнял душу вольную мою.
1917
***
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
Новых песен не насвистывай, -
Песней долго ль обмануть,
Но когти, когти неистовей
Мне чахоточную грудь,
Чтобы кровь из горла хлынула
Поскорее на постель,
Чтобы смерть из сердца вынула
Навсегда проклятый хмель.
1918
***
Я все заплатила до капли, до дна,
Я буду свободна, я буду одна.
На прошлом я черный поставила крест,
Чего же ты хочешь, товарищ зюйд-вест,
Что ломятся в комнату липы и клены,
Гудит и бесчинствует табор зеленый.
И к брюху мостов подкатила вода? —
И всё как тогда, и всё как тогда.
Все ясно – кончается злая неволя,
Сейчас я пройду через Марсово Поле,
А в Мраморном крайнее пусто окно,
Там пью я с тобой ледяное вино,
И там попрощаюсь с тобою навек,
Мудрец и безумец – дурной человек.
Эти стихи Ахматова посвятила Шилейко.
_________________
По жизни иди веселей, никогда ни о чем не жалей!
ДАНКА- Гостеприимная фея Питера
- Сообщения : 3024
Дата регистрации : 2011-03-28
Re: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Спасибо, Танечка! Читаю с интересом!
Ната- Королева фотографии
- Сообщения : 10508
Дата регистрации : 2009-08-29
Страница 1 из 2 • 1, 2
Страница 1 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|